Корзина 0
Список сравнения 0 Список желаний 0
Личный кабинет
Меню

Наша спортивная комната: мнение великих педагогов ХХ века Никитиных.

Наша спортивная комната: мнение великих педагогов ХХ века Никитиных.

    Борис Павлович  и Лена Алексеевна Никитины, советские педагоги, одни из основоположников методик раннего развития (Борис Павлович – автор всем известных интеллектуальных игр для детей «Уникуб», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Дроби» и многих других), родители семерых детей, делятся советами по организации домашнего спортивно-игрового пространства.

 Спортивный уголок почти с рождения.   

 Б.П.: Ни для кого уже не секрет, что с ростом комфорта городской жизни объём физической деятельности детей существенно снижается. Мы попробовали противостоять этой тенденции и стали  менять условия и уклад нашей жизни . Мы не побоялись сделать спортивный уголок в единственной комнате, где жили тогда вместе с двумя детьми. Мы еще не знали, что спортснаряды совершенно необходимы не только в комнате, но и в детском саду, во дворе, в детских парках  - везде, где есть дети, потому что это одно из эффективнейших средств для удовлетворения потребности ребенка в движении. Когда мы впервые купили детский спортивный набор (кольца, трапеции, качели), нашему старшему сыну было два года, а второму полгодика. Мы и не предполагали, что эти "два кольца и два конца" станут первым шагом к нашей будущей спортивной комнате!

Многие говорят: "Надо эти спортивные сооружения устроить в детских садиках, в школах, во дворах." В том-то и дело, что если спортснаряды есть дома, то малыш начнет использовать их как можно раньше - как только будет к этому готов. Такое своевременное начало нужно не только для физического, но и для умственного развития ребенка. Важно и то, что дома при одном-двух малышах есть как минимум один-два взрослых или старших - есть кому поучить, подстраховать на первых порах. В детских садах это обеспечить труднее. В комнате спортснаряды всегда доступны, поэтому позволяют малышу постоянно чередовать разные занятия, обогащать любую игру движением, сочетать с физической нагрузкой умственную.

    Самостоятельно дети начинают подходить к спорткомплексу еще до года. Самый маленький (месяцев в восемь- девять) начинает с того, что топчется вокруг, а потом берется за кольца или трапецию. Позже он пробует поджимать ножки - это уже большой успех, и ему радуются все.

    Когда же ручки малыша окрепнут (в полтора-два года), он может не только висеть на кольцах, но и очень неплохо раскачиваться на них. Следом уже пойдет и "лягушка" на кольцах, и вис вниз головой.

     Постепенно ребята овладевают и разными элементами спортивной гимнастики.

 Л. А.: Правда, сначала некоторые пугаются: "Ой, упадет! Ой, надорвется!" - и спрашивают у меня: "Как вы можете на все это спокойно смотреть? Неужели вам не страшно за детей? А вдруг..." И недоверчиво слушают мой ответ: "Что вы! Мне было бы куда страшнее за них, если бы всего этого не было. Ведь ребята благодаря такой спортивной обстановке становятся не только сильными, ловкими, но и очень осторожными".

Б. П.: У нас ни одной серьезной травмы у детей не было, хотя возможностей для этого у них было больше, чем у других ребят. И теперь мы уже уверены - вероятность травм у нас ничтожна. Почему?

    Конечно, ребята очень сильны. Но, главное, они тонко чувствуют меру своих возможностей, то есть что им под силу, а что еще нет. 

    Вот картина, которую нам приходится часто наблюдать. Папа подводит своего четырехлетнего сынишку к кольцам и, подхватив его под мышки, поднимает к снаряду.

 - Держись крепче! - советует он сыну, а тот еще не очень знает, как это - крепче.

 Мы останавливаем увлекшегося папу:  - Так нельзя - малыш может сорваться.

 Сами мы делаем иначе, никогда не станем поднимать ребенка на такую высоту, до которой ему самому не добраться, а опустим ему кольца, чтобы он достал сам. И не станем его раскачивать, пока он этому не научится сам.

Вот, допустим, влезает двухлетняя Оля впервые на вертикальную лесенку. Вверх взбираться ей легко. Слезть же вниз малышке трудно. Опустит ногу вниз, а там ступеньку не находит. Посмотреть вниз еще не умеет... вот и критический момент. Как тут быть? Подойти и сразу снять дочку очень глупо. Она ничему не научится, никакого опыта не приобретет. Полезет завтра снова, и все повторится. Я стою рядом, но не снимаю дочку, а только подхожу поближе, чтобы поймать ее, если оборвется. И тут начинается "урок". Малышка пищит, ей страшно, ножка никак не находит перекладины. Проходит полминутки, а то и минутка, пока ножка наконец нащупывает перекладину - не без моей помощи, если надо. Самое интересное будет завтра. Маленькая Оля обязательно полезет снова на эту лесенку. Но она влезет только на одну ступеньку вверх, победно посмотрит на меня и... тут же слезает на пол.

    Так повторится много раз, и лишь потом она понемножку осмелеет и влезет на две, потом на три ступеньки. Вот так и учатся у нас ребята с первого же года жизни определять свои возможности и быть осторожными.

Ну а если упал? А если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!"), но чуть позже того, как ему пришлось самому потрудиться, покряхтеть, даже поплакать от очередной неудачи.

 А возрастные нормы?  

 Б. П.: На этот вопрос мы отвечаем иногда контрвопросом: разве есть нормы для того, сколько играть в куклы или в кубики, а сколько в подвижные игры? Да пусть играют сколько хотят!

Мы почти полностью положились здесь на малышей и не пожалели: они сами тонко определяют границы, полезные для организма. Просто поразительно, как долго, без устали, ребята могут повторять одно и то же упражнение.

 Если ребенок, например, долго бежит, он просто устанет, и бежать дальше ему будет неприятно. В игре такого не бывает, значит, игровая обстановка - надежная защита от перегрузок, в том числе и силовых.

 "Науке известно, что наиболее выгодный режим для полноценной функции организма - приближение к его максимальной нагрузке" - так пишет в своей статье "Здоровье и счастье детей" член-корреспондент АМН СССР С. Долецкий. Наверное, поэтому развитие силы у наших ребят идет гораздо быстрее, чем при небольших нагрузках, а кроме того, крепче становятся не только их мышцы, но и связки и кости. Мы теперь убеждены, что защищать ребенка от нагрузок, как это часто делают мамы и бабушки, опасаясь надрывов и ушибов, - это значит, наоборот, подготавливать почву для всяких неприятностей вроде переломов, растяжений и других травм.




 Для того, чтобы ваш ребенок удовлетворял свою потребность в движении и развивался полноценно как умственно, так и физически мы разработали спортивно-игровой комплекс «KIDWOOD». Он подходит для детей почти с рождения и станет настоящим другом вашего малыша, его любимым игровым пространством. Возможность использования конструкции на пяти гранях кроме самой верхней, постоянно будет поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все, о чем пишут Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины,  учтено при разработке спорткомплекса и аксессуаров к нему, которые расширяют возможности, делая их практически безграничными. 

 

Комментарии