Учим ребенка пролезать - для чего это нужно?
В одном из детских клубов мама тревожного малыша спросила:
"Для чего вы даете так много упражнений, типа залезать в тоннель,
пролезать между ступеньками? В чём смысл?" И на тот
момент мне казалось, что ответ лежит на поверхности, но теперь я понимаю, что
всё глубже.
Давайте разбираться. Когда мы говорим про движение у детей, то самое ужасное здесь - это лишить ребенка движения совсем. Даже для взрослого человека сидеть 5 часов подряд опасно для здоровья.
У ребёнка, который только
появился на свет, должна быть возможность использовать богатый репертуар
движений. Понимать, как двигаются руки и ноги, уметь держать своё тело,
чувствовать мышцы и суставы при движении, научиться не падать, развивать
равновесие, соприкасаться с окружающим миром, буквально чувствовать кожей - это
всё база. И без практики узнать возможности собственного тела невозможно. Массаж,
передвижения по дому, раскачивание ребенка, объятия с ним - это обеспечивает
взрослый для ребенка. Для следующих уровней развития базовых потребностей нужно
усложнять среду.
Залезать, пролезать
– эти движения решают следующие
задачи:
- контроль собственного
тела
- умение удержаться
руками
- умение оттолкнуться ногами
- умение достичь цели
- планирование движений
- ориентация в пространстве.
Да, все истории с пролезанием связаны с геометрией, но так
же они и про целеустремленность, про концентрацию на физическом уровне: "Если отвлекусь - упаду".
Поначалу можно создать внешнюю цель - поставить игрушку. Так
пролезать и осваивать пространство интереснее. Постепенно цель становится
внутренней, есть удовольствие от процесса. Органы чувств, кожа, мышечное
чувство получает подпитку, утоляет голод по разнообразным телесным ощущениям.
Отличный способ организовать такую среду дома – это поставить
детский спорткомплекс Ранний старт или KIDWOOD. Большое количество разных по размерам окошек
обеспечивает как раз функцию пролезания. Кроме того, есть прекрасные гамаки,
которые еще и тактильно подходят для таких упражнений.
Автор статьи Наталья Дорохина - клинический психолог,
нейропсихолог и детский психолог.