Главная
Статьи

Как не перегрузить зрительный канал малыша?

Сегодня мы с вами поговорим про цвета. На заре создания первых комплексов Раннего старта, 12 лет назад, руководители проекта выбрали основные цвета для поверхностей лесенок и перекладин. А именно были выбраны: красный, желтый, синий и зеленый. Почему для детских игрушек, творческих материалов выбирают основные цвета? Почему не маркерные оттенки или многокомпонентные, а чистые, природные оттенки?

Дело, с одной стороны, в восприятии цвета ребёнком. А с другой стороны, в эталонах, то от чего он будет отталкиваться в будущем. Изначально дети познают основу, базу, всё второстепенное - оттенки, смешения цветов, тона, вы будете давать позже. Чтобы не перегружать зрительный канал восприятия. Вряд ли маркерный цвет можно назвать природным или эталонным.
От 1 до 2 года нужно называть и показывать только чистые цвета: красный, жёлтый, синий, зеленый. А не лимонный, малиновый, вердепешевый и т.д. И использовать предметы для обучения цвета именно чистых цветов. Лучше всего для усвоения использовать два цвета, три цвета. На контрасте работать с цветовосприятием проще. Последовательность, которые педагоги используют для изучения цветов на занятиях такая красный и жёлтый, потом синий, потом зеленый, потом черный, потом белый. Стороны Раннего старта покрашены в разные цвета, так легче ориентироваться в плоскостях.

К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета. Когда ребенок забирается по лесенкам хорошо, если это будут знакомые и понятные ему цвета, в которых он ориентируется. Это хорошо и с точки зрения безопасности, не перегружать зрительный канал кислотными цветами, от которых он может отвлекаться, уставать.

К 4-7 годам, как отмечает Е. А. Аркин, дети могут точно подобрать большое количество оттенков одного цвета, т. е. у них развито цветовое чувство. С этого возраста имеет смысл обучать рисованию, знакомить с оттенками, смешивать цвета. До 4 лет мы не акцентируем внимание на выборе ребенком цвета с точки зрения психологического контекста. Чаще всего дети выбирают яркие и насыщенные цвета, которые более понятны глазу.

Думаю, что теперь выбор цвета для детского снаряжения, игрушек, материалов для творчества вам понятен и вы сможете отобрать лучшее для вашего ребенка из богатства вариантов.

Автор статьи Наталья Дорохина - клинический психолог, детский нейропсихолог.